Травля может произойти в любом классе: это не обязательно связано с вашими профессиональными компетенциями
Признайте, что травля происходит, и в ваших силах ее остановить
Называйте происходящее травлей: говорите, что это не норма, а проявление насилия
Включайте в обсуждение детей
Не оценивайте самих детей. Но давайте четко и ясно оценку ситуации: «травля неприемлема». Не ругайте агрессора и не жалейте жертву. Говорите про само явление и искореняйте именно его, вне зависимости от того, кто из детей в какой роли выступает. Дайте детям влиять на ситуацию, но под вашим контролем — обсуждайте, какие есть варианты разрешения ситуации
Травля — это проблема группы
Работайте с каждым участником по отдельности, но и со всеми вместе. Покажите, что дети могут общаться без травли. Они не обязаны дружить, но уважать друг друга и учиться вместе, принимая друг друга — да
Зафиксируйте правила поведения
Важно, чтобы дети сами понимали, что эти правила — основа безопасности каждого. Правила школы должны отражать ту же политику, что и ваш класс
Изменяйте атмосферу в классе
Задача не только избавиться от травли, но научить детей общаться, обсуждать проблемы без перехода на личности и нарушения границ. Развивайте в детях эмпатию, умение слушать и договариваться
Способствуйте сотрудничеству
Устраивайте уроки дружбы, коллективные проекты, субботники, совместные поездки и походы. Включайте всех участников, наблюдайте за их общением и предлагайте варианты групповой активности для разных интересов
Не держите в стороне родителей
Способствуйте знакомству и общению родителей. При возникновении травли покажите родителям, что вы не остаетесь в стороне — реагируйте. Разговаривайте с родителями о происходящем, о конкретных шагах школы и сроках. Обращайте внимание на недопустимость буллинга между родителями
Привлекайте школьного психолога, других учителей, завуча. Ставьте в известность директора. Школа должна быть прозрачной как внутри, так и снаружи для понимания ее работы. Ищите подходящую для вас и ваших учеников информацию в Интернете на профильных сайтах и обращайтесь за советом к экспертам по буллингу
Общайтесь с детьми уважительно, выслушивайте их и не перебивайте. Не путайте страх с уважением и не боритесь за авторитет, во что бы то ни стало. Часто бывает уместнее показать, что вы с учеником на одной стороне
Не провоцируйте в классе ощущение неравенства
Выделяя конкретных учеников в лучшую или худшую сторону. Помните, в каждом ребенке есть что-то хорошее. Важно помочь им это раскрыть